Bsurfaces
И снова – ретопология
В «FPS» №44 '16 мы писали о замечательном аддоне RetopoFlow, сильно облегчающем процесс ручной ретопологии в Blender. Но мало кто знает, что есть еще один мощный аналогичный инструмент – встроенный аддон Bsurfaces.
Когда-то он был коммерческим, но в 2012 году обзавелся GPL-версией и в итоге стал частью дистрибутива Blender. На фоне RetopoFlow он оказался незаслуженно забыт, несмотря на то, что представляет собой очень простой и в то же время мощный инструмент, которым нельзя пренебрегать.
Bsurfaces работает на основе штрихов Воскового карандаша (Grease Pencil) и создает геометрию из квадов, соединяющую эти штрихи. Поскольку в Blender есть возможность наносить штрихи на поверхность модели, весь процесс ретопологии сводится к рисованию линий-направляющих, которыми вы даете системе понять, как ориентировать сетку. Фактически, Bsurfaces реализует удачный компромисс между ручной и автоматической ретопологией.
Работать с Bsurfaces очень просто. Загрузите в Blender ваш высокополигональный скульпт и создайте плоскость – она будет служить объектом для сохранения новой сетки, саму плоскость мы потом удалим. Выделите плоскость и создайте новый датаблок и слой для Grease Pencil. Во вкладке Grease Pencil на панели инструментов переключите Data Source на Object.
Переключите Stroke Placement на Surface и начинайте рисовать (кнопка Draw). Можно включить режим Contunious Drawing, чтобы нарисовать много штрихов за раз. Основной принцип – штрихи нужно наносить строго в одном направлении: то есть, всегда слева направо или наоборот. Если наносить их как попало, Bsurfaces выдаст неправильную геометрию.
Закончив разметку, нажмите Enter и перейдите в режим редактирования меша (Tab). На вертикальной вкладке Tools вы найдете вкладку Bsurfaces. Нажмите кнопку Add Surface. Если все сделано правильно, Bsurfaces превратит штрихи в красивую правильную сетку.
Можно наносить штрихи не только параллельно, но и «крест-накрест» – в данном случае вы дадите системе понять, на сколько квадов разбивать поверхность – сколько линий нарисуете, столько ребер и получите. Bsurfaces – отличный инструмент для черновой ретопологии. С его помощью можно быстро наметить основные поверхности всей модели по отдельности, а затем «доводить» сетку вручную, соединяя все куски воедино. На мой взгляд, это гораздо проще, чем делать все Polypen'ом в RetopoFlow. Я уж не говорю о том, что оба аддона ничто не мешает использовать вместе – и ретопология из скучной тяжелой рутины превратится в сущее удовольствие!
P.S. Помимо Bsurfaces и RetopoFlow есть еще один интересный аддон, предоставляющий средства ретопологии – это Mira Tools. Это целый комплект разнообразных инструментов моделирования, среди которых выделяется CurveSurfaces – аналог Bsurfaces, отличающийся тем, что использует не Восковый карандаш, а кривые. Как следствие, пользователь имеет возможность быстро редактировать полученную сетку, просто меняя кривые-направляющие. В следующий раз мы обязательно напишем о Mira Tools поподробнее.