Лучшие свободные движки. Часть 4. Движки на основе Doom
Продолжение цикла обзоров, начатого в PDF-версии журнала. Части 1-3 ищите в FPS №40-43 '16.
Doom – пожалуй, самая культовая игра на PC, игра, сформулировавшая основные законы жанра шутеров, которым так или иначе разработчики следуют до сих пор. После открытия исходного кода Doom стал едва ли не самой излюбленной игрой для моддинга, портирования, создания всевозможных форков, адаптаций и римейков – соперничать с ним в этом плане может разве что Quake. Но если вы захотите тряхнуть стариной (или ознакомиться с классикой, если вы вдруг в Doom никогда не играли) на современном компьютере, то, скорее всего, будете озадачены – какой-то одной каноничной версии игры попросту нет.
В этой части обзора свободных движков мы эксклюзивно рассмотрим движки на основе исходников Doom: их принято называть портированными версиями или source port'ами, чтобы отличать от официальных переизданий и портов на другие платформы (напомним, Doom официально выходил также на SNES, PlayStation, Nintendo 64, 3DO, Sega Saturn, Game Boy Advance и др.). Всего source port'ов было около сотни – в рамках одной статьи рассказать обо всех просто невозможно, поэтому мы ограничимся самыми известными.
Большинство популярных на сегодняшний день портов для современных операционных систем относятся к одному из трех больших семейств: Doomsday Engine, ZDoom и Chocolate Doom.
Семейство Doomsday Engine
Doomsday Engine является, пожалуй, самым видоизмененным портом из всех. Поддерживает Doom I/II, Heretic и Hexen. Доступен для платформ Windows, Linux и macOS. Влючает аппаратное ускорение 3D-графики (рендеринг основан на OpenGL) и 3D-звук, спрайты врагов заменены трехмерными моделями, добавлены фильтрация текстур, стереоскопический рендеринг, динамическое освещение и множество различных спецэффектов. Поддерживаются модели в форматах MD5 и FBX, музыка в MP3. Есть внутриигровой оверлей с консолью, поддержка аддонов. Цель проекта – сохранить оригинальный геймплей и атмосферу Doom, сочетав их с более современными графическими технологиями. Doomsday Engine относительно активно развивается и обновляется – последняя версия вышла в 2021 году.
Risen3D – форк Doomsday Engine, который изначально назывался Boomsday. Отличается поддержкой возможностей редактирования из Boom – одного из самых старых портов, выпущенного еще в 1998 году под DOS. В 2006 году, после многочисленных обращений от членов сообщества с просьбой открыть исходники, как того требует лицензия GPL, Risen3D стал свободным.
Семейство ZDoom
ZDoom – порт, созданный с целью запуска Doom на актуальных версиях Windows. Сейчас он поддерживает все версии Windows от XP до 10, работает также под Linux и macOS. Совместим со всеми классическими играми на основе движка Doom (Ultimate Doom, Doom II, Heretic, Hexen и Strife), поддерживает все возможности редактирования Hexen и большую часть Boom. Также поддерживает аудио в популярных современных форматах.
ZDoom на сегодняшний день уже не развивается, но от него отпочковался целый ряд форков-преемников – самым известным из них является GZDoom, который добавляет продвинутый OpenGL-рендер с шейдерами, динамическим освещением, скайбоксами и ограниченной поддержкой 3D-моделей. Есть мнение, что лучший source port для начинающих – это именно GZDoom.
Еще одна достойная упоминания линейка форков – Skulltag и его наследник Zandronum с улучшенным многопользовательским режимом, рендерингом на основе OpenGL, консолью и множеством других улучшений.
ZDoomGL – еще один популярный некогда форк ZDoom, использующий рендеринг на основе OpenGL и, как следствие, реализующий честное 3D и 32-битное качество картинки. Из других особенностей – анизотропная фильтрация текстур и мультитекстурирование. Стилистика и атмосфера классического Дума осталась неизменной. К сожалению, проект заброшен: последняя версия вышла еще в 2004-м.
Семейство Chocolate Doom
«Шоколадный Doom» – кроссплатформенный порт, особенностью которого является воспроизведение оригинальной игры на 100%, вплоть до всех багов – были даже воссозданы баги игры, исправленные id Software к моменту публикации исходников в 1997 году. Следуя этому принципу, разработчики не стали добавлять в свой порт поддержку высокой кадровой частоты и современных разрешений графики. Для точного воспроизведения MIDI-музыки был реализован программный эмулятор звуковых чипов OPL, которые использовались в аудиокартах Sound Blaster. Так что, если вы предпочитаете строгую классику современных наворотам, то Chocolate Doom – ваш выбор.
Этот порт также породил семейство форков, из числа которых отметим Crispy Doom, предназначенный для менее радикальных «ортодоксов» – в нем можно увеличить разрешение и fps.