Мир стратегий: Civilization и компания

От редакции:

Сегодня, 24 февраля, день рождения Сида Мейера – легендарного канадско-американского геймдизайнера, которого можно без преувеличения назвать отцом современных компьютерных стратегий, особенно жанра 4X. Сид Мейер известен всем как основатель культовой серии Civilization, которая насчитывает аж семь номерных частей, несколько спин-оффов и множество разнообразных дополнений. До «Цивилизации» он разработал ряд других стратегий и симуляторов – например, Sid Meier's Pirates!, Sid Meier's Railroad Tycoon и др.

В «FPS» №33 за 2014 год мы публиковали обзор некоторых примечательных стратегических франшиз, и теперь выкладываем его в отредактированном и дополненном виде. Черный Ветер из сообщества «Герои Ветра и сканлейта» подготовил карту мира и перевод фанатского дерева наук из первой части игры.

Civilization

Стратегии всякие нужны, стратегии всякие важны. Поиграть в правителя государства и понять, что это дело непростое, можно легко и просто, запустив какую-нибудь хорошую стратегию. Это один из жанров, который заставляет задуматься – но не о том, где спрятаться от врага или как найти выход из лабиринта, а о том, как лучше построить отношения с соседними государствами, какой путь развития выбрать для своего народа, рассчитать свои ходы и действия. Поэтому я считаю, что играть в стратегии не только приятно, но и полезно. В них можно смоделировать ситуации, которые происходят в реальном мире, попытавшись найти ответ на главный вопрос политики: что делать, чтобы стало лучше? И, пройдя все этапы, вы понимаете, что лучше, когда нет войн и жертв, а все ресурсы страны идут на мирное развитие и строительство...

Sid Meier's Civilization

В далеком 1991 году Сид Мейер разработал игру Civilization. Он тогда не знал, что она откроет целый цикл, который быстро приобретет популярность и станет одной из самых продаваемых стратегий в истории компьютерных игр.

В игре вам предстоит управлять одним из государств древнего мира на всем протяжении его развития: увеличивать его, экономически и технологически развивать, вести дипломатические переговоры с соседями, уничтожать племена варваров и иногда вести войны. Всего представлено 14 известных цивилизаций (греки, римляне, французы, немцы, русские, американцы, китайцы и т. д.). Каждую возглавляет свой великий лидер – Александр Македонский, Наполеон, Чингисхан и др.

Civilization Tech Tree

(нажмите на картинку, чтобы открыть в полном размере)

Черный Ветер: «Данную карту я собрал из скриншотов. Скажу честно: это было несколько запарно, но прикольно. Кстати, Антарктида и аналогичный ей континент на севере планеты (которого в реальности не существует) на самом деле в игре несколько рандомны, поэтому на карте показан только один из вариантов их генерации».

Вариант карты без стартовых позиций

По мере развития у игрока появлется возможность строить Чудеса Света, создание которых дает нации определенные бонусы. В игре есть религии, общественный строй и различные формы правления, а также природные катастрофы – правда, в последних частях игры они отсутствуют.

Победа в игре достигается либо завоеванием всех держав-конкурентов, либо лидерством в космической гонке – постройкой звездолета, который должен достигнуть Альфы Центавра. Если ни того, ни другого не произошло, то по достижении определенной даты победа присуждается по набранным очкам развития.

Сид Мейер признавался, что его игра основана на известной в Великобритании в 1980-е годы одноименной настольной игре. Поэтому, как и классические настолки, «Цивилизация» является пошаговой: каждый лидер отдает свои распоряжения во время своего хода. В начале ход занимает 20 лет и, по мере приближения к современности, уменьшается до 1 года.

Из настольного прототипа родом и дерево технологий, без которого сегодня не обходится ни один представитель жанра – а в то время это был инновационный элемент механики:

Civilization Tech Tree

(нажмите на картинку, чтобы открыть в полном размере)

Черный Ветер: «Исходное древо наук (на английском языке) было найдено мной где-то на просторах Интернета. Кто его автор, увы, я не знаю, но логично предположить, что какой-то фанат игры. В нем было несколько небольших ошибок, которые я поправил. Также я решил поменять шрифт (изначально там был Times New Roman). Перевод делал в соответствии с русской версией игры. При этом пришлось многое изрядно переверстать, так как русский текст не всегда влезал».

Некоторые пояснения:

  1. Если после названия научного открытия (написано жирным шрифтом) в скобках идет другое научное открытие, то оно тоже требуется для его изучения. Это сделано, судя по всему, чтобы не плодить множество стрелок. То есть, к примеру, текст «Астрономия (Мистицизм)» означает, что для изучения астрономии кроме математики требуется еще и мистицизм.
  2. Красной рамкой обведено все то, что устаревает после данного научного открытия. Например, после изучения навигации устаревают галеры.
  3. Числовые обозначения рядом с юнитами: ударная сила, сила защиты, перемещение, цена (в ресурсных щитах). Для галеры, парусника, фрегата, транспорта и авианосца также указано (в скобках), сколько юнитов они могут перевозить.
  4. Числовые обозначения рядом со зданиями, чудесами света и деталями космического корабля: цена (в ресурсных щитах), содержание (в золоте). Если второй параметр не указан (у чудес света и дворца), то содержание не требуется. Кстати, в самой игре написано, что содержание дворца стоит 5 золота, но это ошибка.
  5. «Коэффициент загряз.» – коэффициент загрязнения, который влияет на количество иконок труб в городе (которые обозначают вероятность появления загрязнения). Чем больше этот коэффициент, тем больше труб (и тем больше вероятность загрязнения). Наличие общественного транспорта в городе нивелирует действие данного коэффициента (в этом конкретном городе), то есть он считается равным нулю.
  6. «Казармы II» и «Казармы III» – более «продвинутые» (и более дорогие в плане содержания) версии казарм, при появлении которых исчезают старые казармы (поэтому рядом есть изображения казарм в красной рамке).
  7. Текст «Предотвращ. чумы» (в «Медицине») означает, что медицина предотвращает чуму (во всех городах), то есть, катастрофу (генерируется случайным образом), вызывающую гибель 25% населения города. До изучения медицины чуму предотвращает водопровод (только в том городе, где он построен).
  8. Текст «Устранение риска выбросов на атомных станциях» (в «Энергии распада») означает, что предотвращается катастрофа (генерируется случайным образом), приводящая к загрязнению одной из клеток вблизи города с атомной станцией. Не путать с обычными загрязнениями, вероятность которых показывают иконки с трубами – на «трубы» энергия распада никак не влияет!

Civilization 3

В дизайне продолжений – Civilization II и других – Сид Мейер участия уже не принимал, выполняя роль креативного директора этих проектов, однако его имя стало своеобразным брендом всей франшизы. Во второй части движок игры стал изометрическим, а в четвертой – полноценно трехмерным.

Sid Meier's Civilization: Beyond Earth

В 2014 году увидела свет новая игра из серии Civilization – Beyond Earth. Она заметно отличается от остальных игр серии тем, что действия переносят нас от планеты Земля в космос: на неизведанной планете необходимо освоить колонию и привести ее к расцвету. Однако там, так же, как и в других частях, необходимо выбрать свой путь развития, вести войны или активно развиваться в новой среде – это вы должны выбрать сами.

Civilization Beyound Earth

Любопытно, что изначальный уровень технологий в игровой вселенной не очень отличается от современного, несмотря на разницу в несколько сотен лет. Согласно сюжету, наша цивилизация пережила катастрофу под названием «Великая ошибка», и только к началу достигла необходимого уровня, чтобы посылать экспедиции на другие планеты.

https://store.steampowered.com/franchise/civilization

Rise of Nations

С этой игрой у меня связаны приятные воспоминания – она была моей первой стратегией. Появилась в 2003 году, является неким клоном Civilization, отличительной чертой является то, что это не пошаговая, а стратегия в реальном времени, что дает большую возможность развернуться. Вы также выбираете нацию, строите города, добываете ресурсы, взаимодействуете с соседями и приводите свой народ к процветанию.

Rise of Nations

На меня в то время произвело впечатление продолжение игры – Rise of Nations: Thrones and Patriots, в котором появились интересные кампании: «Александр Македонский», «Наполеон» – нужно пройти по следам известных стратегов, «Новый Свет» – завоевание Южной и Северной Америки колонистами и «Холодная война» – борьба США и СССР. Я проходила эти кампании снова и снова... Нравился и свободный режим, целью которого был захват всех стран путем воин и дипломатических союзов.

https://store.steampowered.com/app/287450/Rise_of_Nations_Extended_Edition/

Crusader Kings

Это нечто совсем иное. В отличие от прочих стратегий, тут акцент делается не на добыче ресурсов и развитии технологий, а на дворцовых интригах и междинастических браках – эдакий настоящий симулятор средневекового государя. CK является идейным продолжателем серии Europa Universalis, основанной на одноименной настолке. Игра охватывает Европу, Северную Африку и часть Ближнего Востока, включая три кампании: 1066 (битва при Гастингсе), 1187 (Третий крестовый поход) и 1337 (Столетняя война). Все персонажи игры являются реально существующими историческими личностями.

Поначалу игра отпугивает сложным перегруженным интерфейсом – не понимаешь, что нужно делать. Но потом втягиваешься, и уже начинаешь рассуждать, за кого лучше отдать младшую дочь и стоит ли завести интрижку с придворной дамой!

Crusader Kings 2

Crusader Kings II продолжила развивать ту же концепцию: семейные и дипломатические отношения между феодалами, династические союзы, военные альянсы, крестовые походы... В третьей части появился новый, более реалистичный 3D-движок для отображения карты в различных масштабах, а сам игровой мир был значительно расширен: к Европе и мусульманскому миру добавились Азия и Центральная Африка. Добавлены более сложная и детальная династическая система, больше инструментов для управления армиями, инструменты для создания собственных религиозных культов и многое другое.

https://store.steampowered.com/app/1158310/Crusader_Kings_III/

Battle for Wesnoth

Battle for Wesnoth – наверное, самая популярная свободная стратегическая игра. Это пошаговая военная стратегия в жанре фэнтези, поддерживающая как одиночный режим, так и многопользовательский на 9 игроков (по сети или за одним компьютером). Графика в игре классическая двумерная с шестиугольной сеткой, что в наше время является одновременно и плюсом, и минусом: геймерам старой школы это придется по душе, однако новичков может и отпугнуть.

Ваша задача – буквально с нуля создать армию и, воспитав из неопытных призывников мощных бойцов-ветеранов, уничтожить лидеров противника. Все юниты в игре индивидуальны, со своими наборами характеристик и даже иногда с собственной биографией. Энтузиастами было создано множество дополнений к базовой версии игры – от новых карт до полноценных кампаний.

Battle for Wesnoth

Код BfW распространяется под GPL, игра работает под Windows, Linux и macOS – также в разные времена существовали порты под различные другие платформы, включая самые экзотические, но не все они поддерживаются одинаково хорошо.

https://www.wesnoth.org/


Copyright © 2008-2025 Тимур Гафаров и соавторы. Доступно по СС BY-NC-SA 3.0.