Самые примечательные вымышленные игры

С тех пор, как компьютерные игры стали частью массовой культуры, они тесно переплелись с телесериалами и кино: множество фильмов были геймифицированы, иногда игры и сами становятся основой для киносценариев — как, например, Resident Evil, Doom и World of Warcraft. А для многих фильмов, наоборот, придумываются новые виртуальные вселенные. Какие-то из вымышленных игр являются просто остроумными пародиями на настоящие, а другие представляют собой весьма удачные геймдизайнерские находки. Жаль, что их не существует в реальности — было бы интересно сыграть!

«Симпсоны»: Bonestorm и другие

Simpsons

В «Симпсонах» было множество пародий на различные популярные игры. Вокруг одной из них разворачивается сюжет эпизода «Marge Be Not Proud» (7 сезон). Барт видит по телевизору рекламу сверхжестокого файтинга Bonestorm и просит родителей купить ему игру, но те отказывают — в результате он крадет картридж с игрой из магазина. Bonestorm является недвусмысленной отсылкой к Mortal Kombat — в рекламном ролике можно увидеть бой многоруких гигантов, очень похожих на Горо и Кинтаро.

В эпизоде «Lard of the Dance» (10 сезон) Лиза играет в игру Dash Dingo, которая является очевидной отсылкой к Crash Bandicoot: на стартовом экране даже звучит музыка, напоминающая саундтрек из Crash. Парящая в воздухе голографическая голова главного злодея отсылает одновременно к доктору Нео Кортексу и Крокодилу Данди, а консоль, на которой игра запускается, подозрительно напоминет первую PlayStation.

В эпизоде «Lisa the Tree Hugger» (12 сезон) выясняется, что симпсоновский аналог PlayStation называется GameStation: по телевидению рекламируется консоль нового поколения GameStation 256, являющаяся преемницей GameStation 252. Увидев рекламу, Барт тут же кидает старую приставку в огонь и бежит просить у родителей новинку. Все это, конечно, не может не напомнить «гонку вооружений» консолей, проходившую в 90-х и нулевых.

В годы повального увлечения Grand Theft Auto в мультфильме не обошли стороной и ее: в эпизоде «At Long Last Leave» (23 сезон) Гомер играет в Grand Theft Walrus — нечто наподобие GTA 5, где главным героем является антропоморфный морж. В одном из других эпизодов есть намек на существование второй части этой игры. В этой связи нельзя не вспомнить одну из лучших реальных игр по мотивам «Симпсонов» — The Simpsons Hit & Run (2003), которая по механике очень напоминает GTA. В ней также можно угонять машины и выполнять миссии — но, впрочем, никакой жестокости, только фирменный беззлобный юмор и море веселья. В эпизоде «Them, Robot» (23 сезон) есть пародия на Angry Birds под названием Angry Burns, а в эпизоде «Marge Gamer» (18 сезон) Мардж обзаводится компьютером и открывает для себя мир MMORPG. Выясняется, что в онлайн-игре Earthland Realms сидит почти весь Спрингфилд, и у каждого жителя — свой аватар, похожий на него «в реале». Эпизод, очевидно, пародирует вселенную World of Warcraft.

Кстати, несколько отсылок к играм было и в «Футураме». Новелла «Raiders of the Lost Arcade» в эпизоде «Anthology of Interest II» (4 сезон) иллюстрирует фантазию Фрая о мире, в котором ожили персонажи видеоигр: на Землю нападают пришельцы с планеты Nintenduu 64 и начинается битва в стиле Space Invaders — также там есть отсылки к таким иконам игровой индустрии, как Donkey Kong, Mario, Pac-Man и Asteroids.

Day of Saggitarius 3

DoS 3

Игра из аниме «Меланхолия Харухи Судзумии», разработанная, по сюжету, школьным компьютерным клубом. Представляет собой сетевой тактический шутер с видом сверху, в котором сражаются две команды звездолетов. Графикой не блещет (все-таки школьный проект), но, тем не менее, подобная игра вполне могла бы стать популярной — причем, не только среди поклонников Харухи. Что любопытно, команда Харухи и ее друзей побеждает в турнире по DoS 3 благодаря тому, что Юки Нагато, будучи инопланетянкой, оказывается способна модифицировать машинный код игры в реальном времени!

ReBoot

В культовом мультсериале «Перезагрузка» (1994) в основу сюжета положена оригинальная концепция — мир компьютера «изнутри». Действие происходит в цифровой реальности компьютера Мейнфрейм, которая населена похожими на людей персонажами — спрайтами. Практически все процессы в компьютере — вирусы, игры, падение системы, подключение к Интернету, действия пользователя — проецируются на мир персонажей. Попадая в периодически запускающиеся игры, персонажи перевоплощаются в ботов и должны сражаться против пользователей. Многие из представленных игр являются пародиями на реально существующие (Carmageddon, Mortal Kombat, Pokemon и др.). «Перезагрузка» также примечательна тем, что это первый в истории сериал, полностью выполненный в 3D-графике, что в 90-е годы поражало воображение.

Game Over и другие VR-игры

Идея виртуальной реальности, к которой можно подключаться напрямую через мозг, пришла в массовую культуру благодаря «Матрице» и развивалась множеством других произведений в жанре киберпанка. Конечно, на фоне общественного дискурса вокруг увлечения подростков играми кинематографисты не обошли стороной гипотетическую проблему полного «ухода» в виртуальную реальность, когда человек длительное время находится в своеобразной «коме», а его сознание блуждает в закоулках компьютерного мира. К таким фильмам относятся «Дети шпионов 3», аниме «Эксперименты Лэйн», «Мастер меча онлайн» и многие другие. В «Детях шпионов 3» (2003) показана пародийная виртуальная реальность Game Over с различными расхожими игровыми клише (уровни, жизни, апгрейды, лава и т. Д.). Фильм получился в целом посредственный, а вот его игровая вселенная — весьма занятная. Тему VR не обошел стороной и сериал «Секретные материалы»: в эпизоде «First Person Shooter» (7 сезон) фигурирует одноименная игра, находясь в которой, можно умереть по-настоящему.

Файтинг «Ночной дозор»

Цикл романов Сергея Лукьяненко о светлых и темных магах стал по-настоящему культовым, а их экранизации — первыми русскими блокбастерами голливудского уровня. Многим запомнилась сцена из «Дневного Дозора», где Завулон играет на PlayStation 2 в файтинг с самим собой в роли главного антагониста. Игра, которой в реальности никогда не существовало, выглядит весьма эффектно — мне она чем-то напомнила Soul Blade и одновременно Legend для первой PlayStation. Было бы здорово, если бы такая игра была выпущена на самом деле — впрочем, геймификация «Дозоров» существует в лице серии пошаговых стратегий Night Watch.

Nazi Natal Nightmare

Тема увлечения подростков играми была довольно оригинально проиллюстрирована в «Американском папаше» (эпизод «I ain’t No Holodeck Boy») : Стив и его приятели играют в платформер, в котором необходимо убить мать Гитлера до того, как родится будущий диктатор. Визуально игра отсылает к моде на инди-графику и пиксельарт.

Джуманджи

Jumanji

Это, конечно, не компьютерная игра, но она обладает практически всеми атрибутами таковой: фигурки на доске двигаются автоматически, враги явно носят характер ботов, управляемых ИИ, а игроки могут попасть в параллельный мир. Особенно близка к виртуальной реальности версия «Джуманджи» из одноименного мультсериала, снятого по мотивам фильма: выясняется, что мир джунглей имеет некую искусственную электронно-механическую природу, и в нем могут происходить сбои. Наконец, в сиквеле 2017 года «Джуманджи: Зов джунглей» игра окончательно стала цифровой, превратившись в картридж для видеоприставки. Консоль, показанная в фильме, является отсылкой к Atari 2600, NES и другим реально существующим ретро-платформам.

«А не староват ли ты для видеоигр? »

Arcade

Некоторые из вымышленных киноигр на поверку оказались настоящими. Многие помнят блокбастер 80-х «Кровавый спорт» с Ван Даммом — но, наверное, мало кто знает, что файтинг про карате, в который в фильме играют Фрэнк Дюкс и Рэй Джексон, существовал в реальности! Это игра под названием Taisen Karate Dou: Bishoujo Seishun Hen, разработанная Technos Japan в 1984 году для аркадных автоматов. Видео геймплея из нее можно посмотреть на YouTube.

В «Терминаторе 2» Джон Коннор играет в нечто, напоминающее Asteroids — эта игра также реальная. Это Missile Command (1980), классический представитель золотого века аркад, ныне практически забытый. В игре необходимо защищать базу от баллистических ракет — игрок перемещает прицел по экрану, используя трекбол. Как и во многих других аркадных играх, в Missile Command невозможно победить: игра продолжается бесконечно с возрастающей сложностью.


Copyright © 2008-2023 Тимур Гафаров и соавторы. Доступно по СС BY-NC-SA 3.0.