Магазины видеоигр исчезают?

Интервью с продавцом игровых приставок

Интернет-магазины и сервисы онлайн-дистрибуции изживают мелкий приставочный ретейл — к такому выводу пришли авторы журнала «Retrozine». Почему россияне стали меньше тратиться на видеоигры, кто на самом деле поставляет картриджи Dendy и Sega в России, и почему китайцы не копировали первую PlayStation — обо всем этом читайте в статье.

Store 1

Развитие цифровых технологий и Интернета, безусловно, сильно изменило мир, затронув многие привычные виды медийных профессий, виды деятельности, а то и уничтожив их. Конечно, уход в онлайн-пространство произошел в рамках справедливой конкуренции, а значит, он вполне естественен в развитии человечества. Разумеется, Интернет не мог не повлиять на самую виртуальную из сфер искусства и развлечений — компьютерные игры. Несмотря на то, что оффлайн-игры и видеоприставки продолжают успешно существовать, люди все чаще покупают сами игры через цифровые онлайн-сторы. Не говоря уже о том, что существуют интернет-магазины, в которых можно заказать по почте или с доставкой на дом абсолютно любые игровые аксессуары.

Ну а реальные магазины видеоигр, судя по всему, доживают свои последние годы. Конечно, никуда не денутся крупные магазины или, тем более, ретейлеры-гипермаркеты. Но небольшие «подвальные» магазины и прилавки в торговых центрах, привычные всем российским геймерам, постепенно закрываются или уходят в онлайн — это печальный факт. При этом у магазинов видеоигр до сих пор есть свои преданные покупатели, которым нравится атмосфера и дружеское отношение продавцов, часто делающих скидки и подарки. Кроме того, в таких магазинах иногда можно найти весьма редкие коллекционные товары, которые не найдешь больше нигде.

Недавно я побывал в таком магазине в своем городе — Казани. Об этом магазине я слышал, но не был там. По понятным причинам я не буду сообщать его название и адрес. Скажу лишь, что в этом небольшом магазине продаются различные новые и ретро-приставки, игры к ним и аксессуары. Среди ретро-приставок можно найти Dendy, Sega Mega Drive, PlayStation One и Sega DreamCast, 8- и 16-битные картриджи — новодельные, старые и лицензионные, а также лицензионные диски PlayStation 1-2, старые игровые журналы и многое другое. Там мне удалось купить по скидке два раритетных картриджа для Sega Mega Drive российского производителя New Game (Another World, Dragon: Bruce Lee Story), картридж с новой игрой российских разработчиков Ледниковый период 4 (которую мне подарили вместе с другими покупками), два уцененных подержаных лицензионных диска с буклетами для PlayStation с играми Tomb Raider и Sydney 2000, а также два раритетных игровых журнала — «Playstation Magazine» (2005) и «Dendy — Новая Реальность» (1994). Кроме того, на журналы мне сделали скидку, а еще подарили плату с игрой Battletoads для SMD.

Конечно же, я не мог не пообщаться с такими приветливыми продавцами коллекционных игр и приставочных аксессуаров. Из этого диалога получилось небольшое интервью, которым мне хочется поделиться. Естественно, личность продавца, по этическим соображениям, я не смогу сообщить.

Store 2

— Как вы пришли в бизнес, связанный с играми?

— Через любовь к компьютерным играм.

— Вы, получается, являетесь совладельцем?

— Не совсем так. Все более сложно. Но я в компании 6 лет. Существует она еще дольше. Она была еще в начале 2000-х под другим именем и на другой точке.

— Магазин в ТЦ «...» тоже имеет к вам отношение?

— Да, но он сейчас закрылся — кризис. Мы скоро, вероятно, тоже будем закрываться.

— Почему?

— Низкие продажи. Пару лет назад основной доход приносили игры PlayStation 3 и Xbox 360. Тогда ведь еще не так был распространен Avito и т.д. Сейчас спрос на них упал, в том числе потому что появилась PlayStation 4. Но игры к ней продаются тоже плохо, потому что многие сейчас покупают их онлайн, где постоянные скидки. А конкурировать с крупными оффлайн-ретейлерами сложно. Дело в том, что крупные фирмы связаны с игровыми издателями, которые компенсируют им товаром убытки, когда игра резко дешевеет. Нам приходится покупать игру по относительно высокой цене, закладывая невысокую маржу в 300 рублей. А через два месяца после выхода игра, стоившая, к примеру, 4 тысячи, стоит уже две в крупных магазинах. Мы так понизить цену не можем. К тому же люди в России стали в целом меньше тратиться на подобные товары. У нас в стране нет культуры видеигр, какая есть, например, в Японии. Людям интересна только низкая цена. Им неинтересно пощупать, прикоснуться к лицензионным, коллекционным товарам.

— У вас обширный ассортимент коллекционных ретро-игр. Свои фанаты ведь есть на них?

— Да, но лишь в масштабе всей страны. Весь товар мы никуда не выкинем — будем продавать через интернет-магазин.

— Было бы неплохо.

— Он вообще-то уже есть — вернее, был. Но мы его как-то забросили, в итоге, уже домен выставлен на торги. На все эти игры есть спрос, можно найти покупателя.

— Большинство новодельных картриджей NES и SMD у вас от New Game. Он лидер в этом производстве?

— Да, но не для коллекционеров. Скорее, для тех, кто хочет вспомнить детство.

— Вы связываетесь напрямую с New Game, китайскими производителями и продавцами коллекционного ретро?

— Конечно, нет. Мы обращаемся к оптовой компании, которая и поставляет все товары. Какие у них договоренности с New Game, мне неизвестно.

— Картриджи для MegaDrive Portable были или будут у вас в продаже?

— Нет, их давно уже не продаем. Их никто не спрашивает, кроме вас. Оставшиеся картриджи наш сотрудник сгреб в один мешок и сбагрил кому-то. Этот формат устарел. Причина кроется в том, что в моду вошли китайские приставки со встроенными играми.

— Но у них порой странные наборы игр. Почему?

— Производители считают, что именно такие игры обеспечивают хорошие продажи.

PSX box

— У вас есть в продаже первая PlayStation. В каком она состоянии?

— Она безупречно работает, а, значит, она новая, насколько это возможно. Вместе с ней запросто отдадим все пиратские диски, какие у нас есть, да еще и карту памяти.

— DreamCast тоже, я смотрю, имеется?

— Да, но без игр.

— Как вы думаете, китайцы сделают-таки аппаратный клон PS1?

— Нет. Они считают, что это неактуально. Все это время главная трудность была в изготовлении лазерного привода. Если они будут делать копию PS1, то со встроенными играми, наподобие PlayStation Classic.

— Вы его продавали?

— Да, так же как и NES и SNES mini.

— Какой спрос на PlayStation Classic? Сейчас он у всех в России стоит 3000 рублей. Будет дешеветь?

— 3 тысячи — это уже край. Изначально стоила около 9 тысяч. Если и на эту цену не будет спроса — продадут в «черную пятницу».

— А откуда у вас ретро-журналы?

— Считайте, что из личной коллекции. Кто-то когда-то выписывал. У нас не только «Страна игр», были и журналы из 90-х, «Великий дракон» — все скупили. Остался один. А в детстве у меня ведь было полно этих «Великих драконов»...

Материал предоставлен журналом Retrozine.


Copyright © 2008-2021 Тимур Гафаров и соавторы. Доступно по СС BY-NC-SA 3.0.