О продаже 3D-моделей

Одно из моих хобби – 3D-моделирование. С 2018 года я создаю модели для продажи на стоковых площадках. Я делаю это не столько ради дохода, сколько ради изучения рынка: веду статистику продаж, осваиваю маркетинг, работу с клиентами и инструментами аналитики. Стоки вообще являются отличным способом попробовать себя в микробизнесе, не уходя с основной работы и практически ничем не рискуя (кроме, разве что, своим свободным временем). А рынок 3D-моделей, как мне кажется, более привлекателен, чем те же фотографии или векторные иллюстрации – здесь не такие высокие комиссии, меньше формальных требований к качеству и заметно более низкая конкуренция, поэтому начать что-то продавать можно с первых же шагов.

Models 1

Может показаться, что продажа файлов – это пассивный доход, но это не совсем так. Да, популярный продукт может продаваться много раз – теоретически, без ограничений – однако у любой модели есть некая нефиксированная «продолжительность жизни», если можно так выразиться: технологии не стоят на месте, из года в год стандарты компьютерной графики повышаются, и старые модели постепенно теряют востребованность. Например, появление физически обоснованного рендеринга (PBR) в real-time графике полностью изменило стоковый рынок: PBR-модели с реалистичными материалами имеют несопоставимое преимущество перед моделями предыдущего поколения. К тому же, чем старше модель, тем глубже она появляется в поисковой выдаче. Необходимо постоянно следить за рынком и создавать новые конкурентоспособные продукты – на это будет уходить много времени и сил, поэтому, если моделирование не является вашей основной деятельностью, и вы относитесь к роялти как к пассивному доходу, то на регулярные продажи рассчитывать не стоит.

Models 2

Также я понял, что стоки – это не место для чистого творчества. Конечно, вы можете моделировать все, что приходит вам в голову, и любая качественная творческая работа обязательно получит свою порцию лайков и положительных комментов. Но хорошо продаются, в первую очередь, самые обыкновенные, даже скучные вещи: мебель, предметы быта, техника, архитектура – словом, все, что вы видите вокруг себя каждый день. Причина тому простая: покупателями стоковых моделей являются дизайнерские фирмы, которым нужно быстрее выполнять их проекты. Модели, которые они у вас покупают, становятся частью разнообразных производных работ: это дизайн интерьеров, рекламные ролики, иллюстрации для сайтов и изданий, окружение в компьютерных играх и т.д. Задайтесь вопросом, нужен ли ваш уникальный персонаж в рекламном буклете какого-нибудь автосалона? Уникальный контент дизайнерские конторы делают всегда сами, а покупают они все остальное, чтобы сэкономить на этом трудозатраты и сосредоточиться на более важных составляющих проекта.

Models 3

Несомненный плюс стоков – вы можете работать с несколькими маркетплейсами одновременно, выкладывать везде одни и те же продукты. По моему опыту, самая большая клиентская база на сегодняшний день у двух магазинов – CGTrader и TurboSquid. Серьезное преимущество CGTrader – высокий процент роялти, который к тому же повышается в зависимости от набранных вами баллов и достигнутого уровня репутации. Всего есть 13 уровней, а роялти повышается от 70% до 80%. CGTrader вознаграждает авторов качественного и популярного контента: баллы набираются за продажи и лайки ваших моделей, а также за позитивные отклики покупателей и вашу активность на форуме. У TurboSquid базовый процент роялти – 40%. Эта цифра повышается до 60% в зависимости от вашей суммарной прибыли, но только для эксклюзивных партнеров. CGTrader не требует эксклюзивности.

Бесценная фича CGTrader – доступ к аналитике: при достижении определенного уровня репутации можно увидеть самые популярные поисковые запросы, сравнить свои цены со средними по рынку и т.д. CGTrader вычисляет конверсию ваших продуктов – отношение числа покупателей к числу просмотров: зная, какие из ваших продуктов обладают высокой конверсией, вы можете в дальнейшем создавать более востребованные модели. Также всем моделям присваивается рейтинг от 0 до 10 (его видите только вы), зависящий от формальных критериев качества: количества форматов модели, наличия превью-изображений и подробного описания. Этот рейтинг не всегда коррелирует с объемом продаж, но он помогает сравнивать продукты в целях их улучшения.

Еще один полезный показатель – ликвидность категории. Далеко не все категории моделей одинаково хорошо продаются в любое время и в любом месте – это зависит от площадки, ее аудитории и даже от времени года. Существуют столь «замусоренные» конкуренцией категории, что в них лучше вообще не соваться. К сожалению, разобраться в этом с нуля практически невозможно, понимание приходит только с опытом. Рекомендую выкладывать только то, что у вас хорошо получается, и отслеживать, что из этого наиболее востребовано.

Models 4

Пара слов о том, как сделать из модели продающийся продукт. Хорошая модель должна иметь правильную топологию и оптимальную сетку – треугольники, сгруппированные по двое в квады. Модель должна быть сделана так, чтобы ее было легко передавать между программами без потери информации. Модель должна иметь масштаб «не от балды» – то есть, единичное расстояние в системе координат вершин должно соответствовать какой-то стандартной единице (метр, сантиметр, дюйм и т.д.), и модель должна быть изготовлена в соответствующем масштабе. Я рекомендую соответствие единицы метру как наиболее универсальный вариант.

Отдельный вопрос – в каких форматах выкладывать модель. Какого-то единого стандартного формата, к сожалению, до сих пор не существует. Самыми основными считаются OBJ, 3DS, FBX, MAX, STL, DAE. Я считаю, что в обязательном порядке нужно предоставлять модель в собственном формате программы, в которой она сделана. Обменные же форматы зависят от назначения модели. Например, если это игровой ассет, то не лишними будут варианты в виде Unity-пакета и glTF. Модели для 3D-печати – это, безусловно, STL. Такие устаревшие форматы, как 3DS и OBJ, не сохраняют определенные виды информации – например, скелет, развесовку, данные о материалах и т.д. Тем не менее, они популярны, и прилагать их тоже нужно, но они не должны быть единственными. В целом, чем больше выбор форматов, тем лучше для покупателя.

Необходимо стремиться к тому, чтобы модель выглядела одинаково в разных программных средах, поэтому не стоит полагаться на специфические возможности вашего рендер-движка и создавать сложные хитроумные материалы. Вместо этого лучше делать PBR-текстуры (albedo, roughness, metallic) и стандартные карты нормалей в пространстве касательных. Я рекомендую использовать текстуры в разрешении степеней двойки (512, 1024, 2048), так как они лучше всего подходят для игровых движков. Чем больше разрешение, тем лучше – покупатель всегда может уменьшить текстуры, если ему нужно их оптимизировать. Наиболее оптимальное разрешение под PBR – 2048х2048. Текстур не должно быть слишком много, лучше объединять их в атласы. В идеале модель должна иметь всего один атлас – в противном случае могут быть сложности с импортом в игровые движки.

Конечно, на стоках вы много не заработаете, если только уже не являетесь профи с многолетним стажем и известностью в 3D-сообществе. Серьезно зарабатывают, как правило, на регулярных индивидуальных заказах. Но ваш профиль в маркетплейсе даст вам невероятное конкурентное преимущество. Клиент охотнее пойдет к тому, чью работу можно оценить и пощупать – продукт, имеющий реальный спрос, значительно круче, чем просто картинки в портфолио (поэтому важно выкладывать и бесплатные модели). Кроме того, вы получаете опыт работы с рынком и представление о том, что нужно потребителю – переоценить это тоже сложно.


Copyright © 2008-2023 Тимур Гафаров и соавторы. Доступно по СС BY-NC-SA 3.0.