«Налог на Steam» – поможет ли он российскому геймдеву?

Сразу несколько изданий сообщили о том, что российское правительство планирует ввести так называемый «налог на Steam» – обязать крупнейшие площадки дистрибуции видеоигр, включая Steam, PlayStation Store и Epic Games Store, перечислять в бюджет 5% от оборота в России. Эти деньги, как сообщается, пойдут на пополнение некоего «фонда патриотических видеоигр», создаваемого для поддержки российских разработчиков игр, популяризирующих русскую историю и культуру.

Давайте порассуждаем, почему эта идея заведомо неудачна – даже если представить, что мы ей симпатизируем (хотя это не совсем так). Начнем с того, что поддерживать российский геймдев – в принципе начинание неплохое, учитывая, что он все еще находится в зачаточном состоянии. Но делать это за счет дохода Steam и других площадок – решение крайне топорное: результат будет нулевой или отрицательный, и вот почему.

Все налоги бизнес переносит на потребителя – это железный закон рынка. Цены для российских покупателей будут повышены на 5%. Фактически, пополнять этот фонд будут россияне из своих карманов, в том числе и те, кому патриотические игры безразличны. Это создаст фонду плохую репутацию с самого начала, и финансируемые им проекты будут бойкотироваться геймерами.

Заслуживают ли российские разработчики предвзятого к себе отношения? Очевидно, что тот, кто не захочет портить себе репутацию, не будет связываться с деньгами фонда и продолжит выпускать игры своими силами. Но исключения все же будут – произойдет негативный отбор в пользу тех студий, кого мнение сообщества не интересует. А если их не смущает участие в ограблении геймеров, то почему должны волновать другие критерии рыночного отбора – качество продукта, обратная связь? Заметьте, на рынке некачественные игры заваливаются уже на старте, выживают только лучшие из лучших – можно предположить, что проекты, которые будут финансироваться фондом, окажутся не просто неконкурентоспособны, а буквально отвратительны.

Вспомните, например, мультфильм «Дети против волшебников»: некачественный CGI в нем – это еще полбеды, поводом для закидывания помидорами стала плохая графика в сочетании с тошнотворной претенциозностью самой идеи. Авторы замахнулись критиковать и пародировать «Гарри Поттера» с ура-патриотических позиций, не имея на то никакого морального капитала – ни художественного таланта, ни рыночной репутации, ни фанатской базы. На самом деле, выпускать продукт, настолько несовершенный технически, кому-то вполне можно – например, это простительно детям, OpenSource-энтузиастам и каким-то нишевым деятелям, развивающим то, что принципиально нельзя монетизировать. Такие проекты находят своих поклонников благодаря эмпатии, притягательным идеям, «ламповости». Интересный сюжет компенсирует плохую графику – это уже давно устоявшийся принцип. А помните, кем финансировались «Дети против волшебников»? Православными фондами и правительством. То есть, о том, чтобы начать с малого и понравиться обычным людям, речи не шло – авторы захотели «взрослых» бюджетов, вообразили, что они достойны считаться «крупняком». Мультфильм получил рекордно низкие рейтинги, снискав славу худшего проекта за всю историю отечественной анимации – вот вам и пример негативного отбора. Хотите собрать коллекцию бездарного, но жутко «патриотичного» контента – допустите до бюджетной кормушки того, кто спит и видит, как бы к ней присосаться, а не того, кто умеет выживать на рынке самостоятельно, и тем более не того, кто искренен в своем творчестве.

Российскому геймдеву негативный отбор не нужен. Следуя принципу «критикуешь – предлагай», осмелюсь высказать идеи, как государство лучше всего могло бы помочь этой отрасли, никого не ущемляя и не способствуя созданию шлака:

  • Поддержать развитие российских платформ дистрибуции игр, дать преимущества местным игровым студиям. Например, отменить налоги на доход, получаемый с продаж игр через российские платформы;
  • Учредить игровой фестиваль с конкурсом и различными номинациями, пусть даже призы будут чисто символическими. Главное – критерии оценки не должны быть завязаны на ура-патриотической военной тематике. Игры – это не только шутеры про войну. Конечно, может быть и военно-патриотическая номинация, но обязательно нужно оценивать по достоинству все жанры и все идеи;
  • Создать инструменты обратной связи: проводить соцопросы, осуществлять независимую рыночную аналитику. Например, можно было бы провести всероссийский опрос среди школьников на тему «Какими я хочу видеть российские игры»;
  • Увидеть, наконец, что существуют российские игровые движки. Сделать им хотя бы бесплатную рекламу – или, например, освободить от НДФЛ OpenSource-разработчиков, чтобы у них было больше стимула заниматься некоммерческими проектами и строить в стране фундамент для технологичного будущего. Ведь шлак для распила бюджета наклепают на Unity или Unreal Engine, как обычно – никакой пользы отечественной индустрии с этого не будет.

Общий принцип – не надо «отнимать и делить» ресурсы, надо поощрять тех, кто сам способен правильно распорядиться своими ресурсами. Это касается не только геймдева, но и вообще любой продуктивной деятельности. К сожалению, до понимания этой идеи государству, похоже, еще далеко. И, что самое печальное – все указывает на то, что ему важна лишь идеология, а не реальное развитие страны.


Copyright © 2008-2023 Тимур Гафаров и соавторы. Доступно по СС BY-NC-SA 3.0.