Новая ценовая политика Unity вызвала скандал

Недавно Unity Technologies анонсировала серьезные грядущие изменения в тарификации своего главного продукта, игрового движка Unity. С 1 января 2024 года будет введен в действие так называемый Runtime Fee – платеж, основанный на количестве установок рантайма. Чем больше пользователей установят вашу игру, тем больше вы будете платить за движок.

При этом новая система лицензионных отчислений будет применяться только к тем играм, которые превысят определенный минимум установок – то есть, в теории, непопулярные и нерентабельные проекты не создадут финансовых проблем своим авторам. В случае с Unity Personal и Unity Plus речь идет о 200 000 установок за все время и порога прибыли в $200 000 в год. Как только игра проходит эту планку, лицензиат будет обязан делать отчисление с каждой установки, а именно, $0.20 для Unity Personal и Unity Plus. Размер отчисления для лицензиатов версий Pro и Enterprise разнится в зависимости от количества установок в месяц.

Unity

Эта новость вызвала бурю негодования в соцсетях и сообществах игроделов. В основном претензии сводятся к вопросам о том, как быть с установками пиратских версий, и не является ли слежка за пользователями, встроенная в рантайм игрового движка, нарушением конфиденциальности пользователей. Мы же считаем, что проблема гораздо глубже. С контрафактом в данном случае можно бороться техническими методами (Unity Technologies намекают, что у них есть нужные для этого технологии), ну а конфиденциальность в сфере онлайн-коммерции уже давно превратилась в несмешную шутку. Возмутительна сама идея, что за один и тот же продукт с вас берут разную цену: ведь деятельность Unity Technologies не имеет никакого отношения к вашим объемам продаж. Вы вкладываетесь в маркетинг, создаете себе имя, растете – причем тут Unity? Почему успешная игровая студия должна платить больше?

Этот инцидент, может быть, и не имел бы особого значения, если не четко прослеживаемая в последнее десятилетие тенденция к превращению IT-продуктов в средство извлекать деньги из воздуха. В мире материальных объектов товар продается один раз – чтобы заработать еще, нужно произвести новые товары. В мире информации понятие товара, в сущности, лишено всякого смысла, копирование информации ничего не стоит. Корпорации быстро осознали, что нужно продавать не цифровые товары, а цифровые услуги - и теперь мы живем в мире, где почти все есть услуга. Идею software as a service распространили на все и вся: вы не покупаете программу, музыкальный альбом или фильм, а ежемесячно платите за доступ к ним. Это уже антиутопия или нет? Наш ответ: да, если рынок захвачен монополистами, и их услугам нет альтернативы.

К счастью, Unity монополистом не является – есть огромное количество альтернативных движков, дорогих, недорогих и бесплатных. Не будем пытаться прогнозировать, приведет ли ужесточение ценовой политики к массовому оттоку пользователей на те же UE или Godot. Очевидно, что подобные решения не спонтанны, они хорошо просчитаны – пугает именно это. Корпорации чувствуют себя все увереннее в формируемой ими же subscription economy и начинают приобретать опасное сходство с государствами. Нравится ли вам платить ежемесячный налог непонятно за что?


Copyright © 2008-2023 Тимур Гафаров и соавторы. Доступно по СС BY-NC-SA 3.0.